Первая неделя российского военного вмешательства в Сирии
Автор: The Saker
-
Переводчик:sparling-05
Оригинал публикации:Week one of the Russian military intervention in Syria
Скорость, с которой была проведена российская военная операция в Сирии, стала огромным сюрпризом для разведывательного сообщества США (которое я вряд ли могу винить, ведь и сам я был изумлён).
Будьте уверены, российские силы в Сирии очень невелики, по крайней мере пока, и даже отдалённо не сравнимы с тем, что предсказывали слухи, но вот манера, в которой они были использованы, оказалась весьма оригинальна: как своего рода «умножитель сил» для сирийских военных и, вероятно, для прикрытия иранских. Это крайне элегантное решение, при котором небольшие силы достигают непропорционально крупных результатов. И ещё это весьма опасная стратегия, поскольку оставляет силы весьма уязвимыми, но, по крайней мере пока, Путин успешно объяснил это российскому народу.
По самым недавним опросам 66% россиян поддерживают воздушные удары в Сирии, а 19% – против. Если учесть возможные риски, то это прекрасные цифры. Личная популярность Путина, кстати говоря, всё ещё на уровне феноменальных 85% (все цифры имеют суммарную ошибку 3,4%). И всё же эти цифры говорят мне, что существует потенциал для беспокойства и, возможно, разочарования. Огромное преимущество Путина перед президентом США в том, что русские понимают, что войны, все войны, имеют свою цену, и потому они не питают такого отвращения к тому, чтобы принести жертвы, как люди в США или Европе. И всё же, хотя кадры боевых действий, полученные с БПЛА, – хорошее начало, Путину придётся суметь показать вскоре нечто более ощутимое. Отсюда, вероятно, и нынешнее контрнаступление сирийской армии. Но нынешняя вера в своё превосходство в России заставляет меня нервничать.
На Западе же, однако, реакция крайне отрицательна, особенно после атаки российских крылатых ракет (впервые за всё время отмечено, что русские использовали неядерные, но стратегические силы при демонстрации мощи, и направлена эта демонстрация была не Даеш, а скорее США).
8 октября министр обороны США Эштон Картер заявил:
Мы не соглашаемся и не согласимся сотрудничать с Россией до тех пор, пока она продолжает следовать этой ошибочной стратегии. Мы наблюдаем всё более непрофессиональное поведение российских сил. Они нарушили турецкое воздушное пространство, что – как все мы ранее прояснили и решительно подтвердили сегодня в Брюсселе – представляет собой воздушное пространство НАТО. Они пустили крылатые ракеты с корабля в Каспийском море без какого-либо предупреждения. Они прошли всего в нескольких милях от наших беспилотных летательных аппаратов. Они инициировали совместное с сирийским режимом наземное наступление, разрушив прикрытие, что они там для борьбы с ИГИЛ.
Это будет иметь последствия для самой России, которая по праву боятся нападения на Россию. И я также ожидаю, что в ближайшие дни русские начнут нести потери в Сирии. (Источник)
На следующий день представитель Министерства обороны России генерал-майор Игорь Конашенков ответил, сказав:
Представители российского Министерства обороны в своей оценке действий военных США и различных операций, проводимых по всему миру, никогда не опускались до такого уровня, чтобы публично выражать надежду на смерть американских служащих или, того хуже, обычных американцев. Сегодняшнее же заявление главы Пентагона Эштона Картера, к сожалению, ясно иллюстрирует нынешний уровень политической культуры некоторых представителей правительства США или, должен сказать, их уровень цинизма в отношении остального мира. Я уверен, что ни один генерал США никогда бы себе не позволил выразить подобные чувства. (http://tass.ru/politika/2331242)
Вам это ничего не напоминает? Разве это не звучит, как повторение угрозы, высказанной главой разведки Саудовской Аравии принцем Бандаром бин Султаном, развязать «чеченский» террор против России. По меньшей мере, это, повторюсь, признак того, что США контролируют, или вернее, думают, что они контролируют безумцев-ваххабитов и могут напустить их на противника.
Обычно есть два основных способа, которыми Запад справляется с любой российской военной операцией: либо представить её массовым убийством и бойней, либо в виде примитивной и неэффективной. CNN выбрали второй вариант и сообщили, что «часть крылатых ракет с российского корабля, направленные на цели в Сирии, рухнули в Иране», – заявили CNN двое официальных лиц США в четверг». И Россия, и Иран тут же выступили с отрицанием этого, а что до Госдепартамента и Пентагона, то они отказались подтвердить или опровергнуть эти сообщения.
Мария Захарова, представитель российского Министерства иностранных дел, отреагировала на эти сообщения с отвращением на своей странице FB и написала: «Я прочитала сообщения CNN с заявлением, что «российские крылатые ракеты упали в Иране». Думаю, писали они это в бессильной злобе или как? А что до постоянных ссылок на «источники», они напоминают слив воды в сточную трубу».
Очевидно, что русские испытывают отвращение к весьма жалкой реакции США на российскую военную операцию. Что до официальных лиц США, кажется, они понятия не имеют, что же делать дальше.
Однако все эти проявления могут оказаться обманом: эта «игра» ещё очень далека от завершения.
Как я уже недавно писал, замечание, что Россия установила над Сирией бесполётную зону, просто ложь: четырех Су-30МС, даже при поддержке шести Су-34, недостаточно, чтобы установить хоть какую-то бесполётную зону. Настоящая миссия этих Су-30МС состоит в защите российских ВКС от любого чересчур рьяного турецкого или израильского самолёта, а не в установлении бесполётной зоны. На самом деле, судя по словам командующего операцией USAF над Сирией, США провели намного больше вылетов, чем русские. А что он не добавил, так это, что большая часть этих вылетов США не сопровождалась применением оружия, в отличие от русских. Но на самом деле, это как сравнивать яблоки с апельсинами. USAF может делать столько вылетов, сколько захочет, но только российские-то самолёты действуют в тесной координации с сирийскими и иранскими наземными силами.
Что меня больше всего тревожит – это то, что людям по обе стороны нравится демонстрировать дешёвую браваду и говорить нечто, вроде «американцы/русские никогда не осмелятся атаковать русский/американский самолёт». Это крайне опасное мышление относительно происходящего, поскольку игнорируются все исторические свидетельства того, что политические деятели принимают очень глупые решения в попытке не показаться униженным противной стороной (сразу вспоминается Эхуд Ольмерт в 2006 году). Тот факт, что Обама и США выглядят так, словно их совершенно перехитрили, конечно, приятен, но потенциально крайне опасен.
Хорошая же новость в том, что по крайней мере пока, ни Россия, ни США прямо друг другу не угрожают, как минимум на военном уровне. USAF по-видимому приняли решение о 20-мильном «радиусе избегания», и хотя русские относительно этого не сделали никаких заявлений, я совершенно уверен, что они тоже не станут пересекаться с американцами и, менее того, угрожать им непосредственным образом. Но всё же ситуация в основе своей опасная.
Поскольку это настоящая зона боёв, а не просто какая-то патрульная зона мирных времён, российские и американские самолёты должны использовать режимы локаторов, которые обычно связаны с враждебными намерениями: не просто сканировать небеса в поисках любого потенциального врага, но и активно отслеживать и определять самолёты. Это крайне деликатная ситуация, поскольку как только радар засёк самолет и активно его ведёт, то всё, что надо сделать пилоту для атаки – нажать одну кнопку. Для пилота в самолёте, который засекли, это похоже на то, словно на него нацелено оружие – заставляет сильно нервничать. Что ещё ухудшает ситуацию, современные самолёты могут засечь друг друга без использования режима РЛС, они могут попытаться скрыть свои радарные сигналы, что лишь добавляет напряжённости. Именно поэтому, что США и Россия – две ядерных державы, главное, чтобы ни одна сторона не рассчитывала, что другая «моргнёт первой» или играла в какую-то подобную игру. Политики могут не отказывать себе в подобной чепухе, но я очень надеюсь, что генералы по обе стороны сделают всё, что в их силах, чтобы избежать такой ситуации. Сейчас-то ситуация по-видимому под контролем, но ухудшиться может очень быстро. Вселяет надежду лишь то, что Пентагон и российский Генштаб вскоре придут к соглашению о «деконфликтности».
Поступает масса сообщений, что Иран готовится к массированной интервенции в Сирию. Эти сообщения приходят из различных источников, и я считаю их весьма убедительными просто потому, что нет такого способа, чтобы крайне ограниченное российское вмешательство реально что-то изменило в войне, по крайней мере, само по себе. Да, я настаиваю, что российское вмешательство крайне ограничено. 12 Су-24М, 12 Су-25СМ, 6 Су-34 и 4 Су-30СМ – небольшая сила, даже при поддержке вертолётами и крылатыми ракетами. Да, российские силы весьма эффективны, чтобы оказать давление на северо-западном фронте и позволить сирийской армии провести контрнаступление, но это само по себе войну не закончит. С одной стороны, если дела пойдут из рук вон плохо, безумцы Даеш просто повторят то, что уже делали в прошлом: перейдут границу с Турцией, Иорданией и Ираком. Более того, невозможно удержать землю с небес. А потому необходимы наземные части, а русский сапог точно там не ступит – Путин однозначно заявил об этом (хотя оставил маленький шанс на будущую смену стратегии, сказав, что наземной интервенции нет «в нынешних планах»). Как бы то ни было, всё, что не входит в небольшую или очень краткую интервенцию, будет фантастически сложно «продать» в России и потому-то я всё ещё не верю, что подобное произойдёт. Я делаю ставку на иранцев. Ну, сказав «иранцы», я имею в виду иранцев и их союзников, в том числе и Хезболлу, но не обязательно в иранской форме.
Есть вероятность, что иранцы и сирийцы захотят максимально скрыть масштаб иранского участия. Но конечно, они не смогут долго дурачить США, Турцию или Израиль, по крайней мере, не смогут, если будут участвовать крупные иранские силы.
Итак, большой вопрос для меня: что будут делать США, если (когда) Иран вторгнется в Сирию?
Есть вероятность, что иракцы попросят российской помощи, чтобы нанести поражение Даеш, именно в том момент, когда сделают свой шаг иранцы. Если русские согласятся, а очень на то похоже, то российские ВКС, по сути, обеспечат воздушную поддержку иранским силам, проходящим через Ирак в направлении Сирии. Моя догадка: русские попытаются получить какую-нибудь резолюцию Совета Безопасности ООН, которая позволит международную интервенцию в Сирию или, если это потерпит неудачу, попытаются заключить какую-нибудь сделку с США. Но это будет крайне сложно, поскольку неоконы просто сойдут с ума, если иранцы на самом деле сделают резкий шаг в Сирии.
На данный момент российские ВКС не обладают ресурсами, необходимыми для поддержки иранских шагов в Сирии, и это может оказаться причиной вновь появившихся слухов о «шести МиГ-31», отправленных в Сирию. Лично я не видел подтверждений этому, по меньшей мере, в форме хотя бы из наполовину надёжных источников, но если такое действительно произошло, это станет крупной переменой в игре, поскольку очевидно одно: МиГ-31 никогда не будет использован против Даеш или даже нескольких отдельных турецких или израильских самолётов; если МиГи-31 когда-нибудь действительно появятся в сирийских небесах, то их целью будет контроль сирийского воздушного пространства, а это несёт прямую и явную угрозу США и их союзникам. То же и с развёртыванием С-300. Слава Богу, до этого не дошло. Но если сирийской армии не удастся провести крайне успешное наступление против Даеш, то массированная иранская интервенция станет очень возможна. Тогда ситуация действительно станет крайне опасной.
Пока же НАТО всё ещё занято крупными заявлениями о «готовности защищать Турцию», а МакКейн заявляет, что США и Россия участвуют в «войне чужими руками». Надо быть благодарными за такие громкие излияния горячих голов, поскольку, будем надеяться, пока западные руководители чувствуют, что их пустословие позволяет им выглядеть достойными доверия, они не попытаются сделать что-нибудь поистине глупое и опасное.
Да уж, опасные пришли времена.
Комментарии:
nmb on October 10, 2015 at 9:37 pm UTC
Три основных причины, почему НАТО не атакует Россию прямо сейчас
Molten Core on October 11, 2015 at 3:45 am UTC
Первая причина (ядерное сдерживание) верна.
Вторая (напряжённость внутри НАТО) – частично верна, напряжённость в основном основана на практических моментах. Поскольку состояние европейских армий во многом в жалком состоянии. Если бы европейские армии были способны вести настоящую войну, не было бы никакой напряжённости.
Если Вашингтон скажет «Прыгать!» - Европа только спросит «Как высоко?». Особенно наша дорогая немецкая «канцелярин»!
Третье (Америке нужна Россия, чтобы «разобраться с беспорядком на Ближнем Востоке») – полная чушь. Эта неразбериха и была целью американских действий, предпринятых за прошедшие 35 лет!
Начиная с переворота, который привёл к власти Саддама Хусейна.
С моей точки зрения, последнее стало причиной (и врождённой опасностью, упомянутой Соколом) американского отчаяния, истерии и информационной чуши (хотя последнее можно считать привычкой).
Я имею в виду, что 35 лет грязных трюков вот-вот развалятся за несколько недель/месяцев. Если бы я сидел в такой Американской Заднице, я бы тоже взбесился.
С уважением
Molten
Peter on October 11, 2015 at 4:41 am UTC
Относительно европейских сил.
В прошлом я много прочитал о Второй мировой, итальянская армия не лучшим образом показала себя для нацистов. Иногда просто подвергалась насмешкам.
Легко увидеть, что сердцем их там не было, поскольку многие считали, что воюют не на той стороне. Это стало совершенно очевидно, когда они повесили Муссолини на мосту.
Я подозреваю, что многие европейские руководители в наши дни старательно держатся подальше от мостов.
Peter on October 10, 2015 at 10:12 pm UTC
Относительно бессмыслицы от Картера и различных официальных лиц США. По-видимому, это признак полного отчаяния США. Не просто потеря лица в Сирии.
Уже некоторое время различные писаки в независимых СМИ говорят, что конец доллара США близок.
Недавнее сообщение в MSM Reuters и доклад МВФ несколько недель назад: они теперь тоже сдвигаются в этом направлении, говоря, что высок риск всемирного экономического коллапса.
Сумеют ли официальные лица США увидеть письмена на стене о полном коллапсе системы США, точно как внезапно рухнул СССР, если они не победят в Сирии.
Если официальные лица США полагают, что единственный выход из тотального экономического коллапса – крупная война, то времена крайне опасные.
Stavros H on October 11, 2015 at 12:31 am UTC
США в относительно экономическом упадке и столкнулись с гигантским геостратегическим поражением от руки России.
Но если США будут действовать разумно и отстранятся от сирийского фиаско, они могут еще прожить до следующего сражения.
Я не согласен со всеми, кто говорит, что конец доллара близок. Это не так, да и Китай, и Россия не хотят, чтобы это произошло прямо сейчас.
Mulga Mumblebrain on October 11, 2015 at 2:02 am UTC
Проблема сегодня, в отличие, скажем, от времён Кубинского кризиса, в том, что правящая элита в Вашингтоне в наши дни интеллектуально и морально ниже, чем в 1962. Более того, недовольство и отказ спросить с властей резко усилились, возможно, из-за доминирования неоконсерваторов, которые принесли абсолютный отказ от компромиссов и крайнюю агрессивность, что везде отличает сионистов. На самом деле, фактически мы все сегодня жители Газы, по крайней мере, что касается правящей сионистской элиты.
Anonymous on October 11, 2015 at 3:17 am UTC
$ находится под огромным давлением, в какой-то момент, как только его использование снизится по спирали, достаточно будет на один процент, дальше последует катаклизм коллапса.
Как бы то ни было, зависимость не линейная.
Почти очевидно, почему пошла риторика против Китая. Вероятно то, что авианосец Рузвельт спешно следует в Южно-Китайское море с рассказками о «внезапной поддержке» - лишь ещё одно прикрытие.
http://www.presstv.ir/Detail/2015/10/10/432860/China-starts-global-yuan-payment-system
OCT 10Китайский Центральный Банк запустил глобальную платёжную систему, обеспечивающую трансграничные переводы в юанях.
Китайская Международная платёжная Система (CIPS) нацелена на международное использование юаня и вызов доминированию американского доллара.
«Организация CIPS – важная веха в международном признании юаня, обеспечивающая инфраструктуру, которая объединит глобальных пользователей юаня и единую систему», – приводит Financial Times слова главного исполнительного директора в HSBC Хелен Вонг.
Peter on October 11, 2015 at 4:48 am UTC
Спасибо за ссылку. Китай пытается работать внутри системы и МВФ добавил юань к корзине международных валют. Вероятно, случилось это не так давно, но МВФ откладывал этот шаг девять месяцев.
Очевидно, что США никогда не согласятся на то, чтобы RMB стал мировой резервной валютой наравне с нефтедолларом, и я ожидал, что Китай запустит альтернативную систему.
Dario on October 10, 2015 at 10:23 pm UTC
Уважаемый Сокол, спасибо за такой чёткий и кристально-ясный анализ...
http://polismi.ru/army/voenno-polevye-novosti/1220-pervaya-n...
-