Главные новости Петрозаводска
Октябрь
2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

На краю света: нижегородцы рассказали о своем путешествии в Териберку

В 2014 году в прокат вышла социальная драма Андрея Звягинцева «Левиафан» (18+), снятая в маленьком рыбацком селе Териберка Мурманской области. За прошедшие десять лет этот населенный пункт превратился в настоящую мекку для путешественников со всей России. Недавно в Териберке побывали нижегородцы Мария и Александр – они поделились с Newsroom24 впечатлениями об этом уникальном месте. Мы всё записали и теперь делимся с вами: почитайте, куда заехать по дороге на «край земли», где остановиться, что экзотического попробовать и главное – ради чего ехать почти шесть с половиной тысяч километров. И, конечно, во сколько обойдется такое приключение. Далее – рассказ от первого лица.

Дорога – дальняя

Добираться до места мы решили на своей машине, поскольку по плану были заезды в другие города. По пути хотели посмотреть достопримечательности и насладиться природой. К тому же путешествие на машине – это возможность не быть привязанными к месту, передвигаться свободно. Туда и обратно мы проехали около 6 400 километров с учетом «транзитных» городов. На бензин потратили примерно 25 тысяч рублей при среднем расходе топлива 6 литров на 100 километров.

Двенадцать апостолов и нерушимые крепости. Псковская область

Первым местом, где мы остановились на ночлег, стал один из древнейших городов России – Псков. Нам хотелось передохнуть и увидеть Псковскую крепость. Мы не только прогулялись по кремлю, но и взяли несколько экскурсий: посетили Свято-Троицкий храм, посмотрели город. Интересно, что сам кремль изначально состоял из нескольких колец, или рубежей, через которые не должен был прорваться враг. До наших дней сохранилась внутренняя крепость – сердце древнего города. Внешние кольца сейчас разрушены, но до сих пор остались башни, которые являются частью строения.

Большим открытием для нас стало поселение Изборск в Печёрском районе. По легенде, после призвания варягов на Древнюю Русь Изборск достался младшему брату Рюрика Трувору. Всё в Изборске напоминает об этой легенде. Там, на Труворовом городище (археологический памятник VII–XVIII веков – прим. ред.), якобы располагается его могила. Недалеко от этого места из-под земли бьют небольшие ключи, которые ещё называют ключами «Двенадцати апостолов» и почитают как православную святыню. Считается, что воду из них можно пить некипячёной – мы тоже взяли пару бутылочек с собой в дорогу.

Еще одна местная достопримечательность – древнейший памятник русской архитектуры и оборонительного зодчества Изборская крепость. Она представляет собой толстые стены, соединённые могучими, монументальными башнями. Эта крепость была первым рубежом в случае нападения соседей с запада – и за восемь попыток врагу не удалось взять ее ни разу.

Церкви с открытки и горные парки. Карелия

Второй крупной остановкой у нас был Петрозаводск – столица Карелии. По дороге мы заезжали в природные горные парки – парк в Сортавале и «Рускеала». Природу этих мест надо видеть своими глазами, потому что ни рассказ, ни фото не передадут всей их красоты. В самом Петрозаводске мы не слишком много гуляли, но выделили день для поездки на остров Кижи.

Одна из достопримечательностей того края – всемирно известный архитектурный ансамбль русского зодчества Кижский погост. Целый день мы потратили на то, чтобы добраться до него, сходить на экскурсию по острову, ну и, собственно, вернуться назад. Добраться туда можно только судами на подводных крыльях, которые ходят от Петрозаводска и других городов на Онежском озере. На месте мы взяли экскурсию и попробовали блюда местной кухни. На самом деле это недешёвое удовольствие – путешествовать по России. Один только день на Кижи вместе с дорогой, экскурсиями и едой, нам вышел примерно в 20 000 рублей на двоих.

Полярный день и никаких заправок. Путь до Мурманска

От Петрозаводска мы планировали ехать без остановок в сторону Мурманска. Единственным местом, куда мы заглянули, стал природный заповедник Кивач, где мы погуляли буквально пару часов.

Хотелось бы дать совет путешественникам, которые поедут на своём автомобиле в том направлении: лучше запастись лишней канистрой бензина, поскольку заправок по пути почти не встречается.

В Мурманск мы прибыли уже в двенадцатом часу ночи. Север встретил нас полярным днём, что для нас как жителей средней полосы было достаточно непривычно. От Мурманска до Териберки оставалось ещё около 130 километров, но до места мы добрались уже в районе 2-3 часов ночи. Последние 30 км пришлось ехать очень медленно и аккуратно, поскольку вместо асфальта была грунтовая дорога, отсыпанная достаточно крупными обломками камней – в народе такую еще называют стиральной доской. Но сейчас, насколько я знаю, дорогу сделали, так что добираться туда будет гораздо приятнее. По пути мы встретились с местной «достопримечательностью» – лисичкой, живущей у дороги. Она абсолютно спокойно реагирует на приезжих, позволяет себя кормить и почти позирует для фото.

Териберка. Где жить

В самой Териберке у нас был забронирован номер в местной гостинице «Терь». Это достаточно новая постройка. Гостиниц там несколько, расположены они в разных частях села, в том числе на берегу Баренцева моря. Отелям в Териберке буквально несколько лет – поток туристов хлынул сюда только после выхода «Левиафана» (18+). С началом туристического бума начали строить и дорогу к селу. Теперь путешественники приезжают на автодомах, часто – на машинах, с палатками. Пока там есть такая возможность, но туристов и правда очень много.

Что поесть

Питаться в Териберке можно в местных ресторанах. При каждой гостинице есть свое кафе с приятными интерьерами, персоналом, местной кухней. В меню преобладают рыбные блюда, морские гады и мясные продукты, например, оленина. Цены на еду достаточно приемлемые и не слишком отличаются от нижегородских. Здесь готовят очень вкусные каши, сэндвичи с рыбой. Обязательно стоит попробовать местные ягоды – клюкву, морошку, полезные чаи и, конечно же, рыбу – треску и форель. В меню также представлены деликатесы: морской ёж, гребешки, краб. Кстати, рыбу и морепродукты можно купить у местных и приготовить самостоятельно. Этот вариант подходит тем, кто живёт «дикарём» в палатках или снимает квартиру. Сейчас на территории посёлка в аренду сдается много жилья – объявления можно найти на «Авито». Единственное, бронировать его нужно заранее, так как хорошие варианты быстро разбирают.

Что посмотреть. «Охота» на китов и «Яйца драконов»

Никаких экскурсий в Териберке мы не бронировали, хотя знали, что существуют организованные туры из Мурманска с рыбалкой и приготовлением улова. Нам хотелось разведать обстановку, чтобы в будущем вернуться сюда с более чётким планом. Мы приехали буквально на пару дней, будучи уверенными, что там особо не на что смотреть. Но оказывается, Териберка идеально подходит для того чтобы наслаждаться спокойствием.

В один из дней мы сделали вылазку в море, забронировав место на катере через администратора гостиницы. Поездки организовывают местные жители, у которых есть собственные небольшие суда. Это можно назвать «охотой» на китов. Все туристы хотят увидеть это чудо животного мира, поэтому услуга пользуется высоким спросом. Двухчасовое путешествие на катере стоит 4 000 рублей с человека. Главной целью было, конечно, увидеть китов и в какой-то степени наша мечта осуществилась. Мы заметили их вдали, выпрыгивающими из воды, и это было очень волнительно. А проплывая мимо скал, мы наблюдали за греющимися на каменных островках группами нерп, которые будто о чем-то спорили на своем «языке». На проходящее мимо судно животные не обратили никакого внимания.

Во время выхода в Баренцево море произошёл забавный случай. Туристам показалось, что в море кит – над водой виднелось чёрное пятнышко. Капитан стал аккуратно к нему подплывать, и в тот момент, когда все приготовили свои фотоаппараты, из воды показалась голова нерпы. По всей видимости, животное только проснулось и не понимало, что происходит, и кто все эти люди вокруг.

Вообще, Териберка – это история про первозданную природу и умиротворение. Вечером ты садишься на раскладной стул на берегу моря и просто смотришь на морскую гладь, на горизонт с горными вершинами. За те два дня, что мы там были, успели полазить по горам, заглянуть на птичий базар, побывать на Батарейском горном озере и одноименном водопаде, погулять по тундре. Отмечу, что местные жители сейчас заботятся о том, чтобы путешественники не ходили везде, где им захочется. Например, на нескольких маршрутах настелены деревянные помосты, и идти нужно именно по ним, не ступая на земли «дикой природы».

Нам хорошо запомнился местный пляж «Яйца драконов». Он весь покрыт валунами, напоминающими по форме гигантские яйца. Гулять по ним сложно, местами приходилось буквально карабкаться. В посёлке Старая Териберка мы посетили знаменитую заброшенную школу, которая опустела с отъездом большинства местных жителей. Проезжали и мимо кладбища кораблей, но делать фотографии с ними не стали, посчитав, что гниющие в воде суда не стоят особого внимания.

Большую часть времени в Териберке мы гуляли по окрестностям или по берегу моря. Старались передвигаться самостоятельно, лазить везде, где это возможно и безопасно.

Ложка дегтя

Из негативных моментов можно отметить плохую дорогу и насекомых – на берегу в огромном количестве водятся мошки и комары. Это два основных момента, что стали ложками дёгтя в бочке меда. Еще я бы отметила не самые низкие цены, которые не во всех случаях соответствовали качеству.

Итого, с заездами во все города (я упустила ещё несколько дней проживания в Санкт-Петербурге), путешествие обошлось нам примерно в 120-130 тысяч рублей на двоих. В эту сумму входит проживание в гостиницах, питание, расходы на бензин, посещение экскурсий и покупка сувениров.

В заключение

Вспоминая наше путешествие в Териберку, сложно сказать, что понравилось нам больше всего. Это и уникальная, ещё сохранившаяся в первозданном виде, природа, и не тронутые человеком бескрайние просторы Баренцева моря, киты и нерпы, которых нам удалось увидеть, и какая-то волшебная атмосфера самого места. Всё вокруг заряжает тебя и даёт силы, чтобы двигаться дальше. В целом, поездка оставила очень приятные и тёплые воспоминания. Возможно, мы когда-нибудь отправимся туда ещё раз, потому что вернуться очень хочется.